ИСТОРИЯ ЗАХОРОНЕНИЙ В МАРТЫШКИНО

Главная   О себе любимой   Моя учёба   Мои увлечения   Стишочки   Фотки   Версии   Гостевая

Вступление

Основная часть

Заключение

Литература

   На ветви сосны преклоненной
   Бывало, ранний ветерок
   Над этой урною смиренной
   Качал таинственный венок.
   Бывало, в поздние досуги
   Сюда ходили две подруги,
   И на могиле при луне,
   Обнявшись, плакали оне.
   Но ныне… памятник унылый
   Забыт. К нему привычный след
   Заглох. Венка на ветви нет…
        
          ( А.С. Пушкин. 
                 "Евгений Онегин" 
                                     гл.7, ч.7)

Вступление.

Начало   Основная часть    Заключение    Литература

    Санкт-Петербургу принадлежит особое место в России. Возникший 300 лет назад, этот молодой город стал ярчайшим символом русской культуры, науки, он дал мощный импульс духовному развитию всей России.
    Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что он узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.
    Санкт-Петербург нельзя представить без его замечательных пригородов: Петергофа, Павловска, Царского Села, Ораниенбаума. Эти города и их окрестности были излюбленным местом отдыха петербуржцев. Состоятельные горожане покупали участки и строили особняки по северному побережью Финского залива: в Куоккале (ныне Репино), Териоках (ныне Зеленогорск), сестрорецком курорте. Петербуржцы средней руки любили снимать на лето дома между Старым Петергофом и Ораниенбаумом, под Гатчиной, в Левашове, Парголове.

    Именно между Старым Петергофом и Ораниенбаумом находится поселок Мартышкино, неразрывно связанный с историей Ораниенбаума, а значит и историей Санкт-Петербурга.
    Меняются облик и население микрорайона. Остается все меньше жителей, которые могут рассказать о прошлом Мартышкино. История сохранилась в названиях улиц. Они носят имена известных людей, которые некогда бывали здесь: Н. Некрасов, И. Панаев, А. Панаева, А.Н. Бенуа, И. Шишкин. У Некрасова на даче гостил А. Дюма.

    В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось на переднем крае обороны. Отдавая дань памяти погибшим воинам, в послевоенные годы здесь сложился мемориальный комплекс, где похоронены солдаты и моряки, защищавшие Ораниенбаумский плацдарм.
    Исторические факты свидетельствуют о том, что кроме мемориала на территории Мартышкино в разное время существовало несколько кладбищ. Исследованию этой темы и посвящена моя работа.

 

Основная часть.

Начало  Вступление    Заключение    Литература

Лютеранское I   Лютеранское II   Православные кладбища   Немецкое кладбище   Мемориал

    Самое старое кладбище, о котором можно найти напоминание, находилось к северу от Копорской дороги (ныне ул. Морская) на песчаной дюне вблизи побережья Финского залива. Оно образовалось приблизительно в первой половине XVII века. Первоначально на нем проводились захоронения местных жителей из небольших селений, известных под названием “Морские у моря”4.

    За прибрежные земли, издавна принадлежащие России, велись частые войны. По Столбовскому мирному договору, заключенному в феврале 1617 года между Россией и Швецией, все земли между Нарвой и Волховом были уступлены Швеции и приобрели новое название – Ингерманландия. Тяжелые повинности и подати, национальный и религиозный гнет вынуждали русское население покидать оставшиеся под властью шведов родные места. С целью заселения опустевшего края шведское правительство стало переселять в Ингерманландию финских крестьян из северо-западной Финляндии2.
    В этот период в 1642 году неподалеку от кладбища была построена деревянная кирха Святого Иоанна. С этого момента на кладбище у Копорской дороги стали хоронить людей лютеранской веры. Кладбище было расположено к востоку от здания кирхи и занимало небольшую площадь (примерно 50
x 50 метров)4.

    На этом кладбище находилась фамильная площадка Штакельбергов. Ее окружала каменная стена высотой около трех метров, внутри которой были посажены хвойные деревья. Вероятно, здесь же был похоронен первый петергофский “мызник” швед Карл Арнандер.

    Кладбище было закрыто в середине XVIII века, когда кирха была перенесена примерно на место нынешних домов № 5 – 7 по Тупиковому переулку. Исторические факты свидетельствуют о том, что в 1936 году была разобрана каменная стена. При рытье котлованов для бензиновых емкостей автозаправочной станции, экскаватором было вытащено большое количество человеческих черепов и костей.

    Строительство новой кирхи было завершено в 1749 году, и сразу же рядом с ней начало формироваться новое кладбище. Оно находилось между Тупиковым переулком и Полевой улицей. А. Н. Бенуа назвал это кладбище “редкой для петербургских окраин диковинкой”. Благодаря его воспоминаниям мы узнаем о существовании здесь двух загадочных склепов, лишенных надписей.

    Один из них был из красного кирпича с высоким барочным фронтоном, черной, окованной железом дверью и двумя круглыми окошками на фасаде. Архивные документы свидетельствуют о поставках в мае-июне 1758 года кирпича, железа и черепицы “к делу в Мартышкине склепа”. А в начале июня того же года по приказу великого князя Петра Федоровича в Мартышкино из Петербурга было перевезено тело некоего Броуна, для которого, по-видимому, и предназначалось сооружение1.

    Вскоре после революции склеп был вскрыт с целью ограбления. Лишь в 1926 году склеп обследовала экспедиция Русского музея. Под обломками было обнаружено тело в одежде пастора, гроб с останками военного в форме XVIII столетия и две женские мумии. Имен погребенных установить не удалось. Тела были отправлены в Ленинградский музей здравоохранения. Сейчас женские мумии находятся в музее санитарии и гигиены, а мумия военного перевезена в Киево-Печерскую лавру6.

    У подножья склепа Броуна находилась небольшая каменная арка. Это – склеп генерал-лейтенанта А. Б. Фока (1763-1825), потомка голштинского офицера. Он участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 г.г., в 1812 году был начальником штаба корпуса Штейнгеля, действовавшего под Ригою и Полоцком.

    Второй таинственный склеп был расположен в глубине кладбища и был выполнен из тесаного камня в форме пирамиды, опиравшейся на погрузившиеся в землю колонны дорического ордена. По углам стояли четыре вазы с ниспадающими драпировками. А. Н. Бенуа вспоминает об эпитафии, находившейся на черной доске склепа. На ней сохранилось лишь написанное по латыни слово “мученики”, что уже, по словам Бенуа, должно было “ обострить любопытство до крайности”. Он предполагал, что в склепе могли быть похоронены голштинские офицеры, погибшие в дни переворота 1862 года. Предполагается, что проект этого мавзолея был подписан А. Н. Воронихиным. Однако для кого он предназначался остается загадкой. Этому склепу А. Н. Бенуа посвятил несколько акварелей и карандашных зарисовок. Ему же посвящена большая картина “Кладбище”.

    На этом кладбище был похоронен Иван Филиппович Бек (1735-1811), лейб-медик, доктор медицины и хирургии, тайный советник1.
    Здесь же в 1834 году похоронена жена графа Н. С. Мордвинова Генриетта Александровна Коблей, англичанка по происхождению. Вокруг ее могилы были посажены деревья из мордвиновского парка и разбит цветник
3.

    В 1921 году в связи с ограниченностью площади кладбище закрыли. После Великой Отечественной войны его территорию застроили индивидуальными жилыми домами, в фундаменты которых легли надгробные плиты4. До сих пор живущие тут люди, вскапывая огороды, находят детали могильных оград. Своеобразным памятником кладбищу можно назвать утративший фронтон “склеп Броуна”, находящийся на территории земельного участка дома № 5 по Тупиковому переулку и используемый в хозяйственных целях.

    В 20-е годы XVIII века по проекту Шарлеманя I было построена каменная кирха (современный адрес – ул. Кирочная, д.14). После закрытия кладбища у Полевой улицы захоронения стали проводиться ближе к церкви, в середине существующего ныне кладбища, к северу от Морской улицы. Хоронили не только жителей Мартышкино, но и из ближайших финских деревень Большие и Малые Илики, Туюзи, Сагомильи, Таменгонт и других, входивших в приход кирхи Тюре4.


    В Мартышкино было два православных кладбища. Первое находилось напротив домов №62 – 66 по Морской улице. На другой стороне дороги стояла построенная в 1884 году деревянная церковь Божьей Матери “Утоли моя печали” с чудесной, присланной из Афона иконой Божьей Матери, в честь которой был освящен храм1. Приход был закрыт в 1930 году. Здание сохранялось до 70-х годов XX века. До наших дней уцелело лишь здание церковно-приходской школы (ул. Морская, д.58). В этом доме на втором этаже жил священник. Кладбище после Великой Отечественной войны было выровнено бульдозером. На его территории был построен павильон для продажи мороженого и дом для парикмахерской. Сейчас они снесены7.
    На втором православном кладбище начали хоронить во второй половине XIX века. Оно располагалось напротив имения графа Мордвинова, рядом с лютеранским кладбищем. История этих двух кладбищ тесно связана с событиями, происходящими в России в 1930-х годах. В связи с антирелигиозной политикой, проводимой советским правительством, и ухудшением советско-финских отношений в первой половине 1930-х годов был закрыт приход Тюре. Со слов местных жителей, очевидцев того времени, следует, что в связи с гонениями финского населения руководство города решило не сохранять кладбище как лютеранское. Его соединили с находящимся рядом православным в городское гражданское кладбище. На нем велись захоронения до 1974 года4.


    Также в Мартышкино было немецкое кладбище. Селения немцев-колонистов появились в начале XIX века по указу Сената, подписанному Александром I. Так возникла Кронштадская колония, где немецкие землевладельцы должны были организовать показательное хозяйство. Подобные колонии разместились между Мартышкино и Старым Петергофом, рядом со Стрельной5.

    Кладбище было создано в первой четверти XIX века и находилось напротив домов № 90 – 92 по Морской улице. Здесь производили захоронения немцев-колонистов из Петергофской, Ораниенбаумской и Кронштадской колоний. Кладбище функционировало до 1932 года. После Великой Отечественной войны кладбище разровняли бульдозером и на его территории были наделены дачные участки4. Только на самом берегу Финского залива сохранились остатки фундамента часовни, которая находилась на немецком кладбище.

    В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось у передовой линии фронта. Оно постоянно обстреливалось фашистами. Этот микрорайон занимает особое место, потому что именно здесь уже в годы войны сложился мемориальный комплекс, разделенный шоссе Санкт-Петербург – Ломоносов на две части – северную и южную.

    Северная сторона братского кладбища расположена на южной окраине городского гражданского кладбища. Захоронение начало формироваться к осени 1941 года. Всего здесь расположено 136 обозначенных могил, которые объединены в блоки по 10 могил и отдельно в два блока с 12 и 4 могилами. Имена захороненных выгравированы на латунных пластинах, установленных на гра-нитных и бетонных подушках размером 50 x 50 см. В основном – это воины 301 полка 48 стрелковой дивизии, погибшие при обороне Ораниенбаума с сентября 1941 года по январь 1944 года на восточных рубежах плацдарма. Три могилы относятся к послевоенным захоронениям. В северо-восточном углу находится братская могила, где перезахоронены останки воинов из других захоронений города. Точное количество перезахороненных и их имена не известны. Никакого памятного знака на этой могиле нет.
    Кладбище ограждено бетонной фигурной оградой и занимает участок 25
x 58 метров. У северной стенки на бетонном основании установлена фигура советского воина с автоматом, сделанная из бетона.

    Братское захоронение южной части мемориала расположено у подножия невысокой прибрежной террасы к югу от шоссе Санкт-Петербург – Ломоносов, напротив северной части мемориала. Захоронение стало формироваться с 1942 года, когда расширение захоронения северной стороны стало невозможным: полностью была занята отведенная площадка, и ограничивало городское гражданское кладбище.

    В 1946 году на захоронении произведено первое благоустройство и перепланировка. Вся площадка была ограждена фигурной бетонной оградой высотой 1 метр. В 1949 году в южной части площадки была установлена бетонная скульптура моряка высотой 3 метра без головного убора.
    9 августа 1974 года было произведено братское захоронение моряков-балтийцев с островов Финского залива. Останки погибших моряков с островов Малый и Мощный были перезахоронены в общую братскую могилу, перед стоявшим памятником – фигурой моряка.
    В том же году сюда была перенесена символическая могила Героя Советского Союза И.А. Немкова.
    В 1975 году началась новая перепланировка захоронения: значительно была увеличена площадь участка. Четыре могильных холма за счет перезахороненных с островов моряков были переоформлены в шесть прямоугольных, но разных по величине холмов. От шоссе площадка захоронения была отделена якорными цепями на металлических столбиках.

    В 1983 году были установлены 14 мраморных досок, на которых были увековечены фамилии 274 воинов, похороненных на всем комплексе. Осенью была убрана скульптура моряка, а на восточном фоне установлена бронзовая фигура солдата в плащ-палатке в броске на амбразуру вражеского дота.

    Все сооружения захоронения, которое стало основой всего мемориального комплекса в восточной части города Ломоносова, производились по проекту архитекторов А.И. Алымова, А.В. Карагина и скульптора Абовяна. С 1983 года южная часть мемориала стала местом торжественных актов памяти в дни снятия блокады и Дня Победы4.

 

Заключение.

Начало   Вступление    Основная часть    Литература

    Изучение истории, постижение прошлого делают духовный мир человека интересным и разносторонним. Если жить без прошлого, то он становится пустым и безжизненным. Я глубоко убеждена, что духовное возрождение русского народа невозможно представить без знания о прошлом.

    Совершенно справедливо говорил Д.С. Лихачев: “…Человека воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит постепенно обогащаться духовно”.

    Мартышкино часто теряется перед блиста-тельным Санкт-Петербургом, городом фонтанов – Петродворцом. Однако все это одно целое, и не должно отделяться друг от друга. История большого города Санкт-Петербурга – это история всего, что окружает его на географической карте, что связано с его развитием. Поэтому, я считаю важным изучение истории маленьких городов, поселков, к которым относится и Мартышкино.

 

Литература.

Начало   Вступление    Основная часть    Заключение

  1. Горбатенко С.Б. “Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс”. С-Пб, 2001.
  2. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выписка X, 1885.
  3. Парахуда В. Газета “Балтийский луч”.
  4. Плаксин А.А. Картотека “Кладбища”. Архив краеведческого музея г. Ломоносова.
  5. Терентьева М. “Немцы в Ораниенбауме”, газета “Балтийский луч” от 30.04.1999.
  6. Типисев А. “Куда девались мумии?”, газета “Балтийский луч” от 22.11.1974.
  7. Шустов С. “Сколько кладбищ в Мартышкино”, газета “Балтийский луч” от 16.06.1993.

Начало

Hosted by uCoz